Создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов — это обязанность органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Если собственниками жилья решение о размещении контейнерной площадки не принималось, то за организацию мест накопления твердых коммунальных отходов отвечает муниципалитет.
Прокурор обратился в суд с иском к ТСЖ о возложении обязанности организовать создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) от многоквартирного дома. Он пояснил, что многоквартирный дом, управление которым осуществляется ТСЖ, не обеспечен местом накопления ТКО, а используемая для этих целей площадка не имеет балансовой принадлежности, находится в неудовлетворительном состоянии и содержится ненадлежащим образом. Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация.
Разрешая заявленные исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений в многоквартирном доме, выбрав способом управления товарищество собственников жилья, передали полномочия по установке на придомовой территории контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, и их содержанию ТСЖ, на котором лежит обязанность в соответствии с требованиями закона осуществлять такую деятельность на земельном участке, предназначенном для размещения и эксплуатации многоквартирного дома, или любом ином участке по выбору товарищества.
С указанными выводами суда первой инстанции согласились суд апелляционной инстанции и кассационный суд общей юрисдикции.
Верховный суд снял ответственность с ТСЖ за создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
Верховный суд с их выводами не согласился и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Он разъяснил, что в силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08. 2018 № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
ТСЖ в ходе рассмотрения данного дела указывало на то, что разместить площадку накопления ТКО на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного дома, в соответствии с требованиями действующего законодательства не представляется возможным ввиду малого размера земельного участка, поскольку на нем расположены различные сети (теплоснабжения, водоснабжения, линии связи и иные), а также центральный тепловой пункт, который поставляет тепловую энергию в соседние многоквартирные дома.
При этом у каждой сети своя охранная зона, в пределах которых запрещено строительство капитальных объектов, в том числе площадки накопления ТКО. Организация мест накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, принадлежащем собственникам дома, приведет к нарушению прав и законных интересов собственников сетей. Также ТСЖ ссылалось на то, что постановлением администрации, в отношении части земельного участка установлен сервитут в целях размещения тепловой сети.
Кроме того, площадь земельного участка, сформированного под многоквартирным домом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО с учетом соблюдения требований пункта 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, о чем управляющая организация надлежащим образом известила орган местного самоуправления и на что последовательно указывала в судебных заседаниях при рассмотрении настоящего спора.
В п. 24 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 изложена правовая позиция, согласно которой создание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки на земельном участке, относящемся к общему имуществу многоквартирного дома.
Между тем, решение о размещении контейнерной площадки на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, собственниками помещений не принималось, в том числе, из-за отсутствия возможности размещения площадки на земельном участке дома с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Если МКД включен в реестр как источник образования ТКО муниципальной площадки, то создавать новое место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов не нужно
Администрация обратилась в Арбитражный суд с иском к ТСЖ об обязании создать и содержать площадку для временного накопления ТКО для нужд многоквартирного дома. Истец пояснил, что ТСЖ является управляющей организацией многоквартирного дома, на придомовой территории которого не оборудовано место накопления ТКО. Администрация направила ответчику претензию с требованием исправить нарушения.
Ответчик это требование не исполнил, поэтому Администрация обратилась в суд.
В отзыве на иск ТСЖ ссылалось на следующее:
- на придомовой территории дома невозможно разместить контейнерную площадку с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований;
- общее собрание собственников помещений дома не согласовало размещение площадки на придомовой территории;
- поскольку размещение контейнерной площадки возможно только на публичном земельном участке, создать ее обязана Администрация.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований Администрации. Они пояснили, что ТСЖ обязано организовать площадку накопления ТКО для обслуживания спорного дома вне зависимости от принадлежности земельного участка.
Верховный суд решения судов отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Он напомнил, что создание площадок накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Суды не учли, что управляющая организация может создать площадку для ТКО только на основании решения общего собрания собственников и только на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом. А общее собрание собственников не согласовало размещение площадки на придомовой территории.
При этом, жильцы дома пользуются муниципальными площадками на основе самостоятельных договоров, заключенным с региональным оператором.
В соответствии со ст. 154, 156 ЖК РФ администрация должна учитывать в реестре многоквартирный дом как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке. В этом случае обязанность по уходу за площадкой возлагается на управляющую организацию. А если за одной площадкой закреплены несколько домов, то обязанность по уходу делится между их управляющими организациями. Данная обязанность охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Суды не проверили, включен ли многоквартирный дом в соответствующий реестр как источник образования ТКО, складируемых на определенной муниципальной площадке. Между тем от данного обстоятельства зависит решение вопросов о необходимости создания иной площадки.
Комментарии к статье